Короленко Владимир Галактионович
(1896—1988)
Очерки
Публицистика

2

это и не воспоминания одного из членов семьи, не рассказ о моем от­це и не взгляд на него со стороны. Моя работа -- попытка продол­жить историю В. Г. Короленко, не завершенную им лично, составляя ее черта за чертой из дневников, писем, печатных произведений, лишь иногда дополненных собственными воспоминаниями.

            Установленные точно, на основании документов, даты жизни и деятельности, биографические эпизоды, выясненные по архивным данным, предоставляли возможность проверки материалов даже в случае ошибки памяти отца. Я старалась выделить из массы запи­сей, из множества фактов его жизни то, что лучше и больше всего выражало бы его образ".

            {5} Эту свою задачу С. В. Короленко выполнила с величайшей тщательностью, тактично и добросовестно, и пронизала книгу беззаветной любовью к отцу. Памятью о нем окрашены все страницы, и благородная фигура Короленко встает перед умственным взором читателя со своим сложным духовным миром и со многими противоречиями, присущими его необыкновенно богатой натуре.

            Как устанавливает современный исследователь, "основой общественно-политических воззрений Короленко был его демократизм. В них отразились сила и ограниченность общедемократического освободительного движения в период обострения не только противо­речий полукрепостнического общественного уклада, но и противо­речий империализма". Это, безусловно, правильное положение под­тверждается мыслью А. В. Луначарского, высказанной им в статье "В зеркале Горького" (1931): "Во всяком случае, в идее, если бы человеческие фигуры были бессмертны; -- начало, которое пред­ставлял Короленко в нашей общественной жизни, обязательно дол­жно было в каком-то пункте прийти, по-роллановски, к слиянию с основной рекой революционной практики, которая вместе с тем есть величайший энтузиазм и величайший "практический идеализм", как говорит Энгельс" (П. С. Кapасев. Общественно-политические взгляды В. Г. Короленко в эпоху первой русской революции и его публицистика. -- В кн.: Ученые записки Ленинградского государственного универси­тета. (Серия филологических наук.) Вып. 57. Вопросы теории и ис­тории журналистики. Издание ЛГУ, 1960, стр. 51-52.).

            "В идее", как осторожно и тонко замечает А. В. Луначарский, путь Короленко должен был привести его к слиянию с революци­онной практикой, но для этого требовалось время, которого у боль­ного писателя уже не оставалось. В годы же революции он был еще далек от полного слияния. И когда в Полтаве одна за другой сменялись власти, --приходили и уходили гайдамаки, немецкие ок­купанты, петлюровцы, анархисты, когда установилась Советская власть, но ненадолго, -- большевикам пришлось уйти, чтобы затем утвердиться навсегда, -- Короленко, принципиальный противник {6} смертной казни, движимый чувством сострадания к ближнему, не­устанно хлопотал за всех арестованных, испрашивал помилование осужденным. Классовое положение подзащитных, их отношение к советскому строю, место в революционной борьбе не интересо­вали писателя, -- он спасал человека. Это было очень характерно для Короленко.

            В. И. Ленин в письме к М. Горькому от 15 сентября 1919 года писал об ошибке Короленко, осуждая заступничество его за каде­тов и "околокадетских" господ.

 

Фотогалерея

Korolenko 17
Korolenko 16
Korolenko 15
Korolenko 14
Korolenko 13

Статьи
















Читать также


Повести и Рассказы
Поиск по книгам:


Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Короленко?


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту