Короленко Владимир Галактионович
(1896—1988)
Очерки
Публицистика

135

торжество принципа международной человечности, представленного деятельностью Красного {266} Креста на войне. Здесь, в слабых еще проявлениях спра­ведливости и милосердия, Короленко видел силу, кото­рая, как он верил, поднимет стройное здание солидар­ности и братства над страданием и ненавистью. Так мо­лодые побеги растения неуклонно и настойчиво проби­ваются через тяжелый слой придавившего их асфальта.

            В течение всех месяцев, проведенных за границей, отец вел дневник. Он пристально следил за газетами, делал вырезки, собирая материалы для работы, в кото­рой хотел выразить то, к чему пришел, размышляя над мировой трагедией. Для отца была невознаградимой утратой гибель этих материалов при возвращении его на родину. Статья "Война, отечество и человечество", написанная в 1917 году, лишь схематично передает ряд мыслей, которые в долгие месяцы заграничной жизни владели отцом. Никогда не принадлежа ни к какой из социалистических партий, Короленко глубоко верил, что в идеях социализма соединяются все лучшие стремления человечества на пути к миру и братству людей. Он ве­рил, что социализм -- путь, на котором светит величай­шая идея нашего времени, идея. единого человечества. И ему думалось, что это она рождается среди величай­ших мук и страданий.

           

            В дневнике 10 февраля 1916 года записано:

            "Прекрасно нападать и прекрасно защищаться. Ры­царство состояло в признании законности и красоты в действиях обеих сторон. Это значило -- вообще прекрас­на война... В нашей нынешней войне нет ни капли ры­царства... Причин много, но одна из важных -- глубоко психологическая. Это отрицание самого права войны. Умерло "право и закон войны"... И оттого она теперь общепризнанное преступление..." (ОРБЛ, ф. 135, разд. 1, папка N 46, ед. хр. 6.).

            В грохоте выстрелов на полях битв и в туманах {267} человеческой совести борются два нравственных начала: одно, которое еще не воплотилось в жизнь,-- это идея , единого человечества, другое, которое еще не умерло, -- идея отечества. И это они "ставят немцев и французов друг против друга на полях битв с одинаковым правом на национальную защиту и, быть может, с одинаково смутным сознанием общей вины перед идеей общечеловеческого братства".

            Прослеживая долгий и трудный путь человечества, Короленко приходил к выводу:

            "Закон общественной жизни -- все возрастающее объединение, а самое широкое объединение, каких до сих пор достигло человечество, были отечества... и пото­му из всех общественных чувств чувство к родине самое широкое и самое сильное".

            Статья "Война, отечество и человечество" проникну­та глубокой верой в торжество новой идеи великого об­щечеловеческого объединения. Но веря в будущее тор­жество этого нового величайшего объединения, отец ука­зывал на неумершие чувства страстной любви и неж­ности к высшему из прежних человеческих объедине­ний -- родине.

            "С первой струей родного воздуха, с первым сиянием родного неба, с первыми звуками материнской песни вливается в душу и загорается в ней что-то готовое, из­вечное, сильное, что потом растет и крепнет вместе с че­ловеком. Точно оживают в отдельной душе вековая борьба и страдания родного народа, а с ними и вековые

 

Фотогалерея

Korolenko 17
Korolenko 16
Korolenko 15
Korolenko 14
Korolenko 13

Статьи
















Читать также


Повести и Рассказы
Поиск по книгам:


Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Короленко?


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту