Однажды Мендели пришли к нам с двумя сыновьями и дочкой. Дядя позвал
меня и сестру в гостиную и сказал серьезно:
- Ну, вот вам товарищи. Познакомьтесь. Я желаю, чтобы вы подружились
так же, как дружны родители.
Дядя как-то тепло посмотрел на Менделя. Тот дружески, но все же
почтительно кивнул головой и погладил свою красивую волнистую бороду. По
лицу г-жи Мендель, как неуловимая зарница, пробежал румянец, и она
значительно посмотрела на сыновей и дочку, как бы тревожась: поддержат ли
они свое достоинство хорошо воспитанных детей.
Один мальчик был значительно выше и, повидимому, старше меня. Он
походил на г-на Менделя, только черты были несколько грубее, движения
угловатое и гимназический мундир сидел на нем чуть-чуть мешковато.
Наружность младшего меня удивила. На нем был долгополый кафтанчик, какие
носили младшие ученики ремесленного училища. Ермолочка покрывала коротко
остриженную голову, и по сторонам висели пейсики. Эта разница в наружности
двух сыновей объяснялась супружеским компромиссом. Первые годы учения дети
проводили в хедере и только с известного возраста поступали в гимназию. Для
старшего этот приготовительный возраст длился дольше, и он казался несколько
долговязым в своем мундире. Младший уже последний год выкрикивал в хедере
стихи талмуда. К нему уже ходили и учителя, подготовлявшие его в гимназию.
Девочка была одета, как куколка, и красива, как мать. Ее голова была
слегка запрокинута, и нижняя губка чуть-чуть выдвигалась вперед, что
придавало ей вид некоторой надменности. Звали ее Маней.
Когда мы вышли в сад, некоторое время в нашем маленьком обществе
господствовала натянутость. Маня нашлась скорее: она подошла к клумбе и
стала любоваться цветами... У них при квартире не было цветов. Как они
называются? Сестра стала называть цветы. "Отец очень любит цветы, и вот эти
- его любимые. Он сам за ними ухаживает, когда свободен..." Разговор
завязался. Гостья наклонялась к цветам, как маленькая принцесса.
У нас, мальчиков, дело шло труднее: некоторое время мы ходили по аллеям
смущенные и неловкие. Не знаю, как обошлось бы это первое знакомство и не
кончилось ли бы оно охлаждением и скукой, если бы его не облегчило
постороннее вмешательство. Из сада нашего соседа, г-на Дробыша, внезапно
перескочил через забор единственный его сын, Степа Дробыш, мой одноклассник,
и остановился в удивлении при виде незнакомых посетителей. Но долго
удивляться было не в обычае этого моего развязного приятеля.
- Кто это у вас такие? - спросил он без церемонии.- А, этого я
видел,продолжал он, подавая руку старшему.- Он из нашего класса, только
второго отделения... А это что за "вусыдыс"? [Что это такое? (евр.)] И какие
у него смешные пейсы!
Он повернулся к младшему, оглядел его с ног до головы и, неожиданно
протянув руку, тронул один из пейсов.
Маленький лапсердачник вспыхнул. Глаза его засверкали, как острые
гвоздики, и быстрым кошачьим движением он кинулся на обидчика. Дробыш стоял
у края клумбы. При неожиданном толчке он запнулся и упал назад,